Здравствуй!

Выбирая профессию, ты, конечно, ожидаешь, что она позволит тебе получить интересную работу, общественное признание, возмож­ность реализовать свои способности и удовлетворить материальные и духовные потребности. И это вполне понятно. Однако, для того, чтобы твои желания осуществились и выбранная профессия не принес­ла разочарований, нужно не только представлять себе многообразие возможных вариантов выбора, но и правильно оценивать свои склон­ности и способности. Мы постараемся помочь тебе в этом простом только на первый взгляд деле.

Все виды профессиональной деятельности по содержанию труда, по отношению человека к объектам окружающего мира можно разделить на пять основных типов - такой способ ориентации в мире профессий предложил советский психолог, академик АПН СССР Е.А.Климов.

1. Профессии типа "человек-природа" связаны с участием чело­века в процессах, протекающих в живой и неживой природе, в природных явлениях, с использованием природных богатств. К этому типу можно отнести профессии, связанные с изучением Земли (геолог, геофизик, океанолог, метеоролог), ее растительного и животного мира (ботаник, зоолог, микробиолог, генетик, эколог), производством продукции растениеводства и животноводства (агроном, садовод, овощевод, животновод, зоотехник, ветеринар).

2. В профессиях типа "человек-техника" не обойтись без широ­кого использования различного «рода машин, механизмов, приборов, инструментов и других технических средств. Это многочисленные профес­сии в промышленности, строительстве, на транспорте и т.д. (стале­вар, литейщик, кузнец, электросварщик, токарь, фрезеровщик, слесарь, машинист, электрик, штукатур, каменщик, столяр, швея, пря­дильщица, ткач).

3. "Человек-знаковая система". Этот тип объединяет профессии, связанные с обработкой информации, представленной в виде самых различных знаков и знаковых систем, которые служат для фиксирова­ния и изучения предметов, процессов, явлений реальной действитель­ности. Здесь можно выделить профессии, которые предполагают рабо­ту с языковыми системами (библиограф, нотариус, машинистка, архи­вист, лингвист, историк, философ), с абстрактно-математическими системами (кассир, бухгалтер, математик, статистик, экономист, физик, химик, фармацевт, метролог), графическими системами (чер­тежник, конструктор, картограф, штурман), с системами и средствами обработки знаков (программист, оператор ЭВМ).

4. Основное содержание и результат деятельности в профессиях типа "человек-художественный образ" - искусство, художественная культура. Это профессии, связанные с изобразительные творчеством (архитектор, дизайнер, художник-оформитель, скульптор, живописец), художественной обработкой материалов (гравер, модельер, ювелир, чеканщик), созданием различного рода художественных зрелищ (ком­позитор, музыкант-исполнитель, вокалист, дирижер, танцовщик, балетмейстер, актер, режиссер, оператор).

5. Основным содержанием профессий типа "человек-человек" является общение. Здесь непременное условие успешной деятельности - умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми. К этому типу относятся медицинские профессии (санитар, фельдшер, медицин­ская сестра, врачи различных специальностей), педагогика (воспи­татель, учитель, тренер, преподаватель), юстиция (юрисконсульт, милиционер, следователь, прокурор, адвокат), кулътпросветработа (библиотекарь, экскурсовод, гид-переводчик, корреспондент), сфера обслуживания (продавец, товаровед, официант, повар, парикмахер, бортпроводник, секретарь).

А теперь предлагаем тебе определить и оценить свои степенности к тому или иному виду деятельности. Для этого заполни предлагаемую тестовую таблицу, которую разработал Е.Климов. В левой ее части программа самооценки, т.е. ряд утверждений, с которыми ты будешь либо соглашаться, либо нет. В правой части (графы с 2 по 6) - описанные пять типов профессиональной деятельности.

Если ты согласен с приведенным в таблице утверждением - ставь знак “+” перед цифрой, которая стоит в соответствующей строке в одной из граф 2-6. Если ты отрицаешь это утверждение - ставь перед цифрой знак “-“. Если же сформулировать однозначно свою точку зрения по данному утверждению ты затрудняешься, цифру зачеркни. Рассмотрев таким образом все утверждения, подсчитай алгебраическую сумму по каждой из граф.

Таблица для определения предпочтительного типа профессий на основе самооценки

Программа самооценки Тип профессии
Ч-П Ч-Т Ч-З Ч-Х Ч-Ч
1 2 3 4 5 6
1 Легко знакомлюсь с людьми 1
2 Охотно иподолгу могу что-либо мастерить 1
3 Охотно хожу в музеи, театры и т.д. 1
4 Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными 1
5 Охотно и подолгу могу что-либо вычислять, чертить 1
6 Охотно общаюсь со сверстниками илимладшими, когда нужно помочь, им, занять чем-либо и т.д. 1
7 Охотно и часто помогаю старшим ухаживать за растениями, животными 1
8 Обычно делаю мало ошибок в письменных работах 1
9 Мои поделки обычно вызывают интерес у товарищей, старших 2
10 Старшие считают, что у меня есть какие-либо художественные спо­собности 2
11 Охотно читаю о растениях, животных 1
12 Активно участвую в художественной самодеятельности 1
13 Охотно читаю об устройстве машин, приборов и т.д. 1
14 Охотно и подолгу могу решать трудные задачи, головоломки, кроссворды 2
15 Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими 2
16 Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой 2
17 Мое художественное творчество одобряют незнакомке люди 2
18 Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями, животными 2
19 Считают, что обычно мне удается подробно и ясно излагать мысли в письменной форме 2
20 Почти никогда не ссорюсь 1
21 Мои поделки одобряют незнакомые люди 1
22 Без особого труда усваиваю не­знакомые или иностранные слова 1
23 Мне часто случается помогать незнакомым людям 2
24 Подолгу могу заниматься художественным творчеством 1
25 Ухаживая за растениями, животными, стараюсь повлиять на ход их развития 2
26 Мне обычно удается убедить сверстников или младших поступить так, а не иначе 1
27 Люблю разбираться в устройстве машин, приборов и т.д. 1
28 Охотно наблюдаю за растения, животными 1
29 Охотно читаю научно-популярную, критическую, публицистическую литературу 1
30 Пробую свои силы в художествен­ном творчестве 1
Итого

Что означает полученный результат? Наибольшие положитель­ные суммы будут соответствовать более подходящим для тебя видам деятельности, малые положительные и, тем более, отрицательные суммы - профессиям, которые не соответствуют свои склонностям. Но, конечно, нужно учитывать, что очень многие профессии сочетают в себе черты нескольких описанных выше типов. Например, капитан дальнего плавания - к какому типу можно отнести эту профессию? «Человек-природа», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-человек»? В ней присутствуют черты каждого из этих типов.

Так что полученной по тесту результат самооценки - это не готовый рецепт, а своего рода компас, который указывает направление поисков. Читай книги, в том числе и те, которые посвящены различным профессиям, пробуй свои силы в доступной тебе работе, общайся со специалистами. Советуем также обра­титься в Центр профессиональной ориентации молодежи района, города, области, где ты живешь - тебе непременно окажут необ­ходимую консультационную помощь.

Желаем тебе успехов!

Кiлькiсть переглядiв: 165

Коментарi